Факторы возрастного развития

Развитие детей происходит под влиянием двух факторов: генетиче­скогои социального.О роли этих факторов с давних пор ведутся споры. Одни (нативисты) считали, что человеческие способности и предпосылки к их развитию заданы человеку от рождения в самой структуре организма. В связи с этим они пессимистически оценива­ли роль внешней среды в совершенствовании человека путем науче­ния. Кратко можно выразить их точку зрения так: «Кто каким ро­дился, тот таким и останется».

Их противники (эмпиристы) утверждали, что способности чело­века развиваются путем научения. Поэтому невежественным остает-


ся лишь тот, кому окружающая среда (условия жизни) не дала раз­вить свои способности. Если Факторы возрастного развития же создать благоприятные условия для развития, то все люди смогут добиться высокого уровня развития своих способностей.

Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое выступление приобретенных свойств,' а результат кон­вергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о ка­кой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходитли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» (Штерн В. Психология раннего детства. Петро­град, 191 5. С. 20).

Спор сторонников того и другого направления иногда наблюдает­ся и сейчас. Хотя ни одна из сторонув_нагле гуэемя уже не решается отрицать роль либо наследственности, либо Факторы возрастного развития среды, остаются .откры---... тыми вопросы: что влияет на развитие ребенка больше и является ли способность к научению врожденной. Ясно одно: даже если эта спо­собность врожденная, она может угаснуть, если ее не развивать.

Однако при этом не нужно стремиться к опережению естествен­ного развития ребенка, обучать его тому, к чему он еще не готов.

К настоящему времени развитие способностей младенцев изучено до­статочно хорошо. Мы знаем, как важно обеспечить ребенку реагирую­щую среду и сделать так, чтобы эта внешняя стимуляция соответствова­ла возможностям ребенка на данной стадии его развития. Мы знаем, что процесс образования ассоциаций и научения начинается Факторы возрастного развития с самого рождения, а может быть — и еше раньше. Зная все это, можем ли мы создать наилучшую из всех возможных среду, максимизирующую воз­можности научения? Почему не попытаться создать среду, которая обес­печивала бы раннее усвоение школьных предметов, формирование дру­гих навыков и умений с прицелом на развитие вундеркиндов? Такие попытки были предприняты Гленом Аоманом. Он считает, что систематическое стимулирование и регулярные занятия с самого ран­него возраста ускоряют развитие мозга ребенка. Его программа реко­мендует проводить с детьми короткие занятия чтением и арифметикой начиная с одного года.

...По достижении ребенком возраста 1,5 лет с ним начинают, напри­мер, изучать японский язык Факторы возрастного развития, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке. Другие программы стимулирования раз­вития младенцев гораздо менее интенсивны, зато они учат родителей


206 Часть вторая. Возрастная психология


Глава 1 2. Обшие вопросы возрастного развития 207



максимизировать возможности научения в обычных домашних усло­виях...



Каковы же результаты применения этих специальных обучаюших про­грамм? Известны случаи поразительных достижений. Многих 3-4-летних детей удалось научить читать на уровне школьников 2-го или 3-го класса. Некоторые дети в 4 года начинали играть на скрипке. Однако эти про­граммы не дают постоянных результатов, а их применение чревато определенными опасностями. Некоторые родители начинают прояв­лять в обучении своих детей такой энтузиазм Факторы возрастного развития, что уже в 2-летнем воз­расте прививают малышам отвращение ко всему, что хотя бы отдаленно напоминает обучающие пособия. У детей, вынужденных в течение дол­гих часов заниматься зубрежкой, не остается времени на исследова­ние окружающего их мира, общение с другими детьми и окружающими взрослыми. Самые очевидные веши остаются загадкой для них. И нако­нец, чрезмерное внимание, уделяемое когнитивному развитию, ото­двигает на второй план социальное развитие и развитие личности ре­бенка. Дети могут стать неуверенными в себе, излишне зависимыми от родителей; некоторые становятся излишне тревожными вследствие за­вышенных ожиданий со стороны родителей.

Ведущими специалистами в Области раннего развития был Факторы возрастного развития организо­ван симпозиум с целью обсудить возможности и проблемы, связанные с новой тенденцией к «тепличному» воспитанию детей. Тепличное вос­питание было определено как «деятельность взрослых, принуждающая ребенка приобретать знания, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития». Большинство ученых единодуш­ны в том, что регулярные занятия с маленькими детьми по школьной программе имеют серьезные негативные последствия для их социаль­ного и эмоционального развития. У детей не только не хватает време­ни для игр, у них развивается неукротимая жажда достижений и угасает интерес и способность к неформальному обшению. По иронии судьбы такие программы вызывают у некоторых детей дефекты Факторы возрастного развития в когнитивном развитии. Несмотря на то что они помнят наизусть сложные определе­ния и умеют бегло читать, такие дети могут не иметь элементарных представлений о физическом мире.

Профессор Сигель использовал определение тепличное воспитание в качестве метафоры, выражаюшей смысл того, что происходит с таки­ми детьми. Ситуация с ними напомнила ему выращивание помидоров в теплицах, которые растут в искусственном климате, созданном для получения досрочного урожая: стерильной атмосфере, обработанной химикатами, т. е. в условиях, далеких от природных. «Кому нравятся тепличные помидоры?» — вопрошает ученый. Сигель считает, что, ес­ли тепличные помидоры оказываются безвкусными, такими же прес­ными и лишенными индивидуальности могут оказаться и Факторы возрастного развития «тепличные» дети. Сходным образом, «снимая урожай» раннего развития «теплич­ных» детей, мы подрубаем им корни для дальнейшего развития, лишаем их полноты эмоциональных впечатлений, не даем им возможности самим


исследовать, творить и решать проблемы в новых условиях (Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 292-293).

Развитие ребенка зависит от общения с родителями.В этом пси­хологи и педагоги неоднократно убеждались, наблюдая детей, воспи­тывающихся в детских домах и в детских яслях и садах-пятидневках. Дети, у которых нет родителей, резко отстают в росте — физическом, умственном, эмоциональном. В домах младенца многие из них едва начинают говорить к двум-трем годам; многие растут с комплексом Факторы возрастного развития неполноценности, они более замкнуты, недоверчивы, у них больше тяга ко лжи и драке. Малыши целыми днями сидят или лежат в ма­нежах, кроватках, еда не идет им впрок, и они отстают в росте, в весе, позже начинают ходить.

Врачи и психологи выявили, что жизнь детей в яслях и садах-пя­тидневках тоже ведет к задержке физического, психологического и нравственного развития ребенка. Когда малыш пять суток из семи живет без родителей, он у них — как бы гость в выходные дни, а ос­новная часть его жизни проходит без их любви и внимания. И роди­тели тоже терпят непоправимые лишения Факторы возрастного развития. Если они не общаются ежедневно с детьми, то не заряжаются радостью общения с ними, их будни лишаются эмоционального заряда.

«Я воспитывался в детдоме — годы были военные, и сирот было много. Нас сносно кормили и одевали, учили. Только ласки мы видели малова­то. С трех-четырех лет и до четырнадцати-пятнадиати к нам обраща­лись по фамилиям. Почему-то у многих из нас, бывших детдомовцев, не удается семейная жизнь, и, наверное, чаше у девушек. Может быть потому, что мы не видели примера семьи — мужа, жены, детей и их от­ношений?» (А. О. Ленинград, июнь 1981 г. — Из письма неизвестного, опубликованного в одном из Факторы возрастного развития номеров журнала «Семья и школа»).

Развитие ребенка зависит и от той физической среды, которая его окружает. В 60-80-х гг. XX в. на всей нашей планете наблюдалось резкое прогрессирующее ускорение физического и психического раз­вития детей и подростков. Этот феномен получил название акселе­рация (от лат. acceleratio — «ускорение»). Так, в нашей стране маль­чики 15 лет оказались выше своих сверстников в предшествующие десятилетия на 10-15 см, тяжелее на 10 кг, а половое созревание на­чиналось на 2,5 года раньше.


208 Часть вторая. Возрастная психология


Глава 1 2. Общие вопросы возрастного развития 209



Как полагают ученые, это связано с целым комплексом как био­логических (повышенный радиационный фон, влияние радиоволн, резко Факторы возрастного развития увеличение использования в сельском хозяйстве химических веществ — стимуляторов роста и развития и т. д.), так и социальных (ускорение темпа жизни, влияние огромного потока информации) факторов.

Показатели психического развития и методы его изучения

К показателям психического развития ребенка относятся:

♦ развитость его познавательной сферы (внимание, восприятие, па­мять, мышление, воображение, речь);

♦ сформированное^ системы личностных отношений (эмоции, по­требности, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);

♦ владение системой разнообразных практических и умственных дей­ствий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

Основные методы изучения развития ребенка — наблюдение, бе­седа и тестирование, реже — эксперимент.

Наблюдение хорошо тем, что позволяет видеть и анализировать реальное поведение Факторы возрастного развития ребенка и потому получать правдивые факты. Однако оно становится эффективным только при соблюдении ряда условий. Первое условие — умение наблюдать, связанное с двумя моментами: развитием у педагога наблюдательности и организацией процесса наблюдения, т. е. разработкой плана наблюдения (его задачи, способ фиксации наблюдаемого, анализ полученных фактов). Вто­рое условие — знание эталонов, т. е. показателей уровня развития, необходимого для данного возраста, и соотнесение их с наблюдае­мым. Только это дает основание делать обоснованный вывод об уров­не развития данного ребенка.

■ Беседа с детьми тоже дает полезную информацию и может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. Темами для беседы Факторы возрастного развития могут быть семья, родители, участие ребенка в домашней работе, проведение свободного времени, страхи и опасения, учеба в школе и т. д.


Тестирование. Тест — это стандартизированное задание для опре­деления уровня развития определенного психического процесса или свой­ства (свойств) личности. Тестирование дает возможность количествен­но определять уровень развития ребенка и соответствие его нормам, сравнивать уровень развития детей в группе, проводить повторные измерения и наблюдать динамику развития при том или ином воз­действии на детей в процессе педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент. В эксперименте педагог создает или изменяет специальные условия обучения или воспитания и просле­живает влияние этих условий на развитие ребенка. В Факторы возрастного развития педагогике этот вид эксперимента называют формирующим. Он позволяет раскры­вать закономерности и механизмы психического развития учащихся, находить пути и средства улучшения их обучения и воспитания. Та­кой способ изучения психического развития детей требует от педаго­га творческого подхода к работе, поскольку он связан с педагогиче­ским поиском.

Контрольные вопросы

1. В чем различие паспортного, биологического и психологического возраста?

2. Что такое кризис возрастного развития?

3. Что такое ведущая деятельность? Как она изменяется с возрас­том?

4. Какие выявлены общие закономерности возрастного психическо­го развития?

5. Как понимал Л. С. Выготский зону ближайшего развития?

6. Каково соотношение генетического и социального факторов в раз­витии Факторы возрастного развития детей?

7. По каким показателям можно судить о психическом развитии ре­бенка?


Глава 1 3. Психологические особенности младенцев 211


Глава 13

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДЕНЦЕВ

Особенности эмоциональной сферы

Важность изучения особенностей эмоциональной сферы детей на­чиная с самого раннего возраста определяется тем, что между эмо­циональным и интеллектуальным развитием существует тесная связь. Нарушения в эмоциональном развитии ребенка ведут к тому, что он не может использовать другие свои способности, в частности интел­лект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными наруше­ниями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них высокий уровень тревожности, а положи­тельные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует Факторы возрастного развития средним значениям. Отсюда возникает задача: контроль за эмоциональным развитием детей и при необходимости — применение психокоррекциомных программ.

В табл. 13.1 показано постепенное появление эмоциональных ре­акций у детей в течение первых двух лет жизни.

Таблица 13.1


documentaiwcvgr.html
documentaiwdcqz.html
documentaiwdkbh.html
documentaiwdrlp.html
documentaiwdyvx.html
Документ Факторы возрастного развития